Экскурсия по заводу "Штадлер Минск"
В то время, когда почти все СМИ отрапортовали об открытии завода «Штадлер Минск» в Фаниполе, мало кто обратил внимания на техническую сторону функционирования, а зря, ведь для представителей прессы и гостей мероприятия были организованы экскурсии по заводу. Такой возможностью было грех не воспользоваться.
Склад
Итак, поехали. Начало производственной цепочки - склад.
Складская логистика весьма важна для такого высокотехнологичного предприятия, где в одном поезде используется более десятка тысяч наименований комплектующих. Пока что завод использует исключительно привозные комплектующие. Для упрощения процедуры доставки, детали от разных поставщиков собираются в хабе за пределеами Беларуси и оттуда поставляются в Фаниполь. Загрузка многоярусных стеллажей управляет специальная программа, которая раскладывается материальные ценности учитывая массу, тип и другие характеристики, упрощающие пользование складским помещением площадью 6000 м2.
Сварочный цех
Тылы прикрыты надёжно, поэтому двигаемся дальше вперёд по технологическому процессу. Нас ждёт сварочный цех.
Здесь из алюминия варят кузова вагонов. Для таких операций требуется специальная подготовка и высокая квалификация сварщиков. После сварки геометрия кузова проверяется с помощью лазерных лучей по тысячам контрольных точек.
Сварные швы обрабатываются специальным раствором, швы приобретают окраску, по которой можно судить о качестве сварочных работ. Если шов сделан неправильно, куски кузова вырезают, однако на предприятии заверили, что у них такого ещё ни разу не было. После сварки и грунтовки кузова попадают в цех покраски.
Цех покраски
Цех покраски представлен несколькими покрасочными камерами. Покраска осуществляется вручную.
Цех сборки
После покраски вагоны попадают в цех сборки, где в кузовах сверлят необходимые отверстия, прокладывают проводку, устанавливают кресла, оборудование, готовят интерьер поезда. Тут же в кабины вклеивают стёкла и устанавливают кабины на кузова.
Цех запуска
В цеху запуска машины обретают жизнь, идёт проверка всех систем, работа с программным обеспечением, тестовые поездки на путях завода.
К слову, на заводе есть 1,8 км электрифицированных путей с собственной подстанцией, выдающей три номинала напряжений: 25 кВ переменного тока, 3 кВ постоянного тока и 750 В постоянного тока. По словам заводчан, о соединение с контактной сетью Белорусской ж.д. речь пока не идёт, поезда на станцию доставляются маневровыми тепловозами. Кстати, о маневрах. Кузова вагонов лёгкие, алюминиевые, по этой причине маневры выполняет трактор «Беларус», оснащённый для перемещения по рельсам.
После окончания экскурсии удалось немного запрыгнуть в готовый для передачки заказчкику поезд ЭШ2-002, который уже на следующий день должен был поехать к месту службы для работы на линиях компании «Аэроэкспресс». Салон посмотреть удалось, а вот дойти до кабины временные лимиты уже не позволили.
В сварочном цеху была вот такая схема завода, однако экспликацию к ней найти не удалось.
С имиджевыми целями на заводе демонстрировался инновационный трамвай модели 85300М "Метелица", который можно было наблюдать у Минск-Арены во время Чемпионата мира по хоккею, экспоната выставки InnoTrans-2014, проводимой в Берлине. Вскоре трамвай должен отправиться на испытания в Москву.
Для демонстрации Президенту Беларуси в цеху запуска также был представлен электропоезд ЭПр-010.