Подробное описание вагона модели 10-4022
Код ОКП 31 8315 4472
Четырехосный крытый вагон с поднимающимся кузовом грузоподъемностью 66,5 т (модель 10-4022) предназначен для перевозки апатитового концентрата с обогатительных фабрик в места массового потребления, оборудованные специальными разгрузочными эстакадами и бункерами большой вместимости. Вагон приспособлен для автоматической разгрузки в движении в составе поезда при проезде разгрузочной эстакады с использованием силы тяги локомотива.
По климатическим требованиям изготовляется в исполнении У (ГОСТ 15150—69*).
Вагон имеет цельнометаллический сварной конструкции кузов, рычажные механизмы, связывающие кузов с нижней рамой, ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование.
Все несущие элементы вагона выполнены из низколегированной стали 09Г2Д (ГОСТ 19281— 73* и ГОСТ 19282—73*).
Кузов вагона состоит из двух боковых, двух торцовых стен, продольной и поперечных балок пола, четырех разгрузочных секций, образующих в транспортном положении пол кузова, и крыши с загрузочными люками.
Боковые и торцовые стены имеют сварные каркасы, состоящие из верхнего и нижнего поясов и стоек из гнутых профилей, обшитые с внутренней стороны листами толщиной 3 мм с вертикальными выштамповками — гофрами. Боковые стены кузова наклонены внутрь, что обеспечивает лучшую разгрузку.
Продольные и поперечные балки кузова выполнены из двутавра № 45. Продольная балка проходит вдоль всего кузова, сверху на ней установлен горбыль. На балке крепятся упорные кронштейны, кронштейны рычажных механизмов и петли для крепления крышек люков (секций).
Крышки разгрузочных секций состоят из металлического каркаса, перекрытого с двух сторон стальной обшивкой, между листами которой укладывается термоизоляционный слой из пенопласта толщиной 50 мм. В транспортном положении крышки располагаются горизонтально и образуют пол кузова. Конфигурация торцовых накладок и карниза крышек, обеспечивает лабиринтное уплотнение между продольной и поперечной балками кузова и крышкой.
Крыша вагона имеет каркас из дуг, выполненных из швеллера, соединяющих боковые стены кузова, перекрытых сверху листами толщиной 2,5 мм с гофрами. В поперечном сечении крыша имеет трапециевидную форму, угол наклона боковых поверхностей к горизонтали составляет 25°.
Вдоль крыши по продольной оси расположены четыре щелевых загрузочных люка размером 1630x600 мм, оборудованных унифицированными крышками на петлях. Крышки в закрытом состоянии удерживаются специальным устройством. Уплотнение между крышкой и люком — лабиринтное, исключающее возможность прямого попадания атмосферных осадков в кузов и в то же время обеспечивающее соединение внутреннего объема кузова с атмосферой для предупреждения образования в кузове разрежения при разгрузке вагона.
Кузов вагона оборудован двумя парами специальных катков диаметром по кругу катания 310 мм, укрепленных снаружи на цапфах с роликовыми подшипниками. Одна пара катков расположена в гнездах нижней обвязки торцовой стены, а другая — в гнездах верхней обвязки противоположного конца вагона.
Нижняя рама вагона состоит из хребтовой, двух шкворневых, двух промежуточных поперечных и двух концевых балок. Хребтовая балка, выполненная по форме бруса, равного сопротивления изгибу, изготовляется из двух двутавров №45, перекрытых сверху по всей длине листом 400x8 мм, а снизу, на участке между шкворневыми балками — листом 600x8 мм. В консольной части хребтовая балка усилена Г-образными сплошными накладками толщиной 6 мм.
Шкворневые и поперечные балки коробчатого переменного сечения сварены из вертикальных и горизонтальных листов толщиной 10 мм (нижний лист шкворневой балки — 12 мм), концевые балки — из лобового листа с подгибкой в верхней части (8 мм) и нижнего горизонтального листа (8 мм).
В консольных частях хребтовой балки сверху установлены сварные упорные кронштейны для передачи продольных усилий от рамы к кузову, а также для крепления механизма разгрузки.
На шкворневых и поперечных балках установлены роликовые опоры крышек разгрузочных люков.
Два рычажных механизма шарнирно связывают кузов с нижней рамой, позволяя ему перемещаться относительно рамы в вертикальном направлении.
Разгрузка вагонов осуществляется при перемещении их локомотивом со скоростью до 5 км/ч через специальную разгрузочную эстакаду. При этом бегунковые катки, установленные на кузове, набегают на наклонные направляющие разгрузочной эстакады, поднимая кузов над нижней рамой вагона. В момент наибольшего подъема крышки разгрузочных секций устанавливаются под углом 50° к горизонту и происходит выгрузка. При сходе с эстакады вагон принимает транспортное положение.
Вагон оборудуется пневматическим автоматическим тормозом с воздухораспределителем 483М. Рычажная тормозная передача, позвляющая применять композиционные и чугунные тормозные колодки, оборудована авторегулятором выхода штока поршня тормозного цилиндра. Имеется также ручной стояночный тормоз с приводом по ОСТ 24.290.01—78.
На вагоне установлены типовые автосцепки СА-3 с поглощающим аппаратом пружинно-фрикционного типа, подножки и поручни для сцепщиков, а также скобы для сигнальных фонарей (ОСТ 24.159.106—76).
Ходовой частью вагона служат две двухосные тележки модели 18-100 (ГОСТ 9246—79*) с литыми боковыми и надрессорными балками, с центральным рессорным подвешиванием и колесными парами с буксами, оборудованными роликовыми подшипниками.
Выпускается по ТУ 24.05.542—85. Год начала производства — 1985. Изготовитель — Днепродзержинский вагоностроительный завод им. газеты «Правда».