Подробное описание вагона модели 15-1487
Код ОКП 31 8251 1222
Четырехосный вагон-цистерна грузоподъемностью 71,5 т предназначен для перевозки слабой азотной кислоты.
Изготовляется ватон-цистерна в исполнении У категории размещения 1 ГОСТ 15150—69*.
Вагон-цистерна состоит из котла, платформы, включающей раму, ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование.
Котел вагона-цистерны имеет цилиндрическую обечайку, сваренную из продольных листов (нижнего — толщиной 11 мм, боковых и верхних - 9 и 8 мм соответственно), и два эллиптических днища толщиной 11 мм). В верхней части которой имеется люк-лаз, герметически закрытый крышкой, на которой установлена арматура и сливноналивная труба. Арматура котла закрыта предохранительным колпаком.
Котел вагона-цистерны, арматура и все элементы, соприкасающиеся с кислотой, изготовлются из нержавеющих сталей марок 12Х18Н10Т или 08Х18Н10Т по ГОСТ 5632—72*.
Налив и слив вагона-цистерны производится сверху через сливно-наливную трубу. Конструкция обеспечивает герметизированные налив и слив, что повышает безопасность обслуживания. Слив продукта осуществляется методом передавливания, при этом давление в котле до 0,2 МПа (2 кгс/см2) достигается путем подачи воздуха или инертного к слабой кислоте газа через специальный вентиль.
Полный слив продукта обеспечивается наличием в нижней части котла поддона, в который опущена сливно-наливная труба, и уклоном нижнего листа котла к поддону.
Вагон-цистерна снабжен предохранительным клапаном, отрегулированным на избыточное давление 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Рама платформы типовая для четырехосных ва-гонов-цистерн сварной конструкции, имеет хребтовую, две шкворневые, две концевые и четыре короткие боковые балки.
Хребтовая балка выполнена из двух усиленных зетов № 31. На хребтовой балке крепятся упоры автосцепки, устройства для крепления котла и кронштейны для тормозного оборудования. На шкворневых балках сверху установлены металлические опоры котла.
В средней части котел связан с рамой фасонными лапами, приваренными к нижнему листу котла и соединенными призонными болтами с планками, приваренными к хребтовой балке рамы.
Концевые части котла свободно лежат на деревянных брусках, укрепленных болтами в желобах шкворневых балок рамы. Для предотвращения вертикальных и поперечных перемещений котла предусмотрены однополосные стяжные хомуты, которыми котел крепится к опорам рамы.
Для обеспечения удобства обслуживания имеется наружная двухсторонняя лестница с помостами у люка, а также внутренняя лестница для спуска в котел.
Несущие элементы рамы и другие ответственные детали изготовляются из низколегированных сталей ГОСТ 19281—73* и ГОСТ 19282—73*.
Вагон-цистерна оборудуется пневматическим автоматическим тормозом с воздухораспределителем 483М. Рычажная тормозная передача, позволяющая применять композиционные и чугунные тормозные колодки, оборудована авторегулятором выхода штока поршня, тормозного цилиндра. Имеется также ручной стояночный тормоз.
На вагоне-цистерне установлены типовые автосцепки СА-3 с расцепным приводом.
Вагон-цистерна снабжен подножками и поручнями для сцепщиков, а также скобами для сигнальных фонарей.
Для предотвращения попадания слабой азотной кислоты на раму и тормозное оборудование на котле с обеих сторон имеются предохранительные устройства.
Ходовой частью вагона-цистерны служат две двухосные тележки модели 18-100 с литыми боковыми и надрессорными балками, с центральным рессорным подвешиванием и колесными парами с буксами, оборудованными роликовыми подшипниками.
Выпускается по ТУ 24.00.503—82. Год начала производства — 1983. Год последней модернизации — 1987. Изготовитель — Производственное объединение «Азовмаш», г. Мариуполь.