Подробное описание вагона модели 15-1498
Код ОКП 31 8251 1361
Четырехосный вагои-цистерна модели 15-1498 предназначен для перевозки поливинилхлорида.
По климатическим требованиям изготовляется в исполнении У категории размещения 1 по ГОСТ 15150—69*.
Модернизированный вагон-цистерна грузоподъемностью 60 т состоит из котла с системой аэропневмовыгрузки и платформы с увеличенной баой, включающей раму, ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование.
Котел имеет две сваренные между собой цилиндрические обечайки, расположенные наклонно под углом 6° к середине, и два днища эллиптической формы. Внутри котла установлены откосы и аэролотки.
Боковые и верхние листы обечаек (толщина 8 мм) изготовляются из двухслойной стали ВСтЗсп2+12Х18Н10Т по ГОСТ 10885—85. Нижний листы обечаек толщиной 11 мм, находящиеся в зоне подоткосного пространства, изготовляются из низколегированных сталей марок 09Г2С и 09Г2СД по ГОСТ 19281—73* и ГОСТ 19282—73*.
В верхней части на котле установлены герметически закрываемый крышкой люк-лаз и пять загрузочных патрубков с откидными крышками и наконечниками для присоединения шлангов при погрузке.
На вагоне-цистерне сбоку установлен арматурный ящик с контрольно-распределительным коллектором.
Погрузка поливинилхлорида производится гравитационным способом или пневмотранспортом, разгрузка обеспечивается пневмосистемой с использованием псевдосжижения порошкообразного материала под воздействием воздуха, поступающего от внешнего источника по пневмокоммуникациям вагона-цистерны под пористые перегородки аэролотков.
Дальность разгрузки по продуктопроводу диаметром 150 мм составляет до 50 м, в том числе с подъемом на высоту до 25 м. Требующаяся производительность источника сжатого воздуха — 18—25 м3/мин при давлении 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Вагон-цистерна снабжен предохранительным клапаном, отрегулированным на избыточное давление 0,21 МПа (2,2 кгс/см2).
Рама платформы сварной конструкции, имеет хребтовую, две шкворневые, две концевые и в консольных частях четыре короткие боковые балки.
Хребтовая балка выполнена из усиленных зетов № 31. На хребтовой балке крепятся элементы тормозного оборудования, планки для крепления котла, упоры и розетки автосцепки.
На шкворневых балках установлены сверху металлические опоры котла, а снизу — пятники, скользуны и опоры для домкратов.
Котел связан с рамой в средней части фасонными лапами, приваренными к нижнему листу котла и соединенными призонными болтами с планками хребтовой балки рамы. Концевые части котла свободно лежат на деревянных брусках, укрепленных болтами в желобах опор шкворневых балок рамы. Для предотвращения вертикальных и поперечных перемещений котла предусмотрены однополосные подпружиненные стяжные хомуты, которыми котел крепится к опорам рамы.
Для удобства обслуживания на вагоне имеется двухсторонняя наружная лестница с помостами из рифленых листов и ограждениями по всей длине котла. Несущие элементы рамы и другие ответственные детали изготовляются из низколегированных сталей марок 09Г2С и 09Г2СД по ГОСТ 19281—73* и ГОСТ 19282—73*.
На раме вагона-цистерны установлены типовые автосцепки СА-3 с поглощающими аппаратами и расцепными приводами, подножки и поручни сцепщиков, а также скобы для сигнальных фонарей.
Вагон-цистерна оборудуется пневматическим автоматическим тормозом с воздухораспределителем 483М. Рычажная тормозная передача, позволяющая применять композиционные и чугунные колодки, снабжена авторегулятором выхода штока поршня тормозного цилиндра. Имеется ручной стояночный тормоз.
Ходовой частью вагона-цистерны служат две двухосные тележки модели 18-100 с литыми боковыми и надрессорными балками, с центральным рессорным подвешиванием и колесными парами с буксами, оборудованными роликовыми подшипниками.
Тележки оборудованы устройством для равномерного отвода колодок при отпущенном состоянии тормоза.
Выпускается по ТУ 24.00.262—82. Год начала производства — 1971. Год последней модернизации — 1986. Изготовитель — Производственное объединение «Азовмаш», г. Мариуполь.