Подробное описание вагона модели 15-1603
Код ОКП 31 8251 1312
Четырехосный вагон-цистерна грузоподъемностью 68 т (модель 15-1603) предназначен для перевозки фенола.
По климатическим требованиям изготовляется в исполнении У категории размещения 1 по ГОСТ 15150—69*.
Вагон-цистерна состоит из котла и платформы, включающей раму, ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование.
Котел цистерны представляет собой цилиндрическую емкость сварной конструкции, состоящую из обечайки (нижний лист толщиной 11 мм, боковых и верхних — 9 мм) и двух эллиптических днищ из листа толщиной 10 мм.
В верхней части котла расположены герметически закрываемый ригельной крышкой люк-лаз диаметром 570 мм и два технологических люка, закрываемые герметично крышками с помощью откидных болтов. В горловине люка-лаза размещены привод основного затвора сливного прибора и указатель предельного уровня наполнения котла. Вблизи люка-лаза установлен предохранительный клапан, отрегулированный на избыточное давление 0,15 МПа (1,5 кгс/см2) .
Налив фенола—верхний, через люк-лаз, слив — нижний.
Котел оборудован универсальным сливным прибором, который снабжен основным запирающим клапаном и независимым дополнительным затвором, предотвращающим течь продукта при выходе из строя основного клапана.
Для полного слива фенола нижний лист котла имеет уклон к сливному прибору.
Для разогрева фенола нижняя часть наружной поверхности котла снабжена подогревательным кожухом, состоящим из приваренного к котлу каркаса, закрытого стальным листом толщиной 3 мм, имеющего штуцеры для подачи пара и патрубки для слива конденсата.
С целью обеспечения сохранности качества перевозимого груза и увеличения долговечности конструкции внутренняя поверхность котла и крышек люков, сливной прибор и другие соприкасающиеся с фенолом элементы металлизируются слоем цинка.
Два технологических люка обеспечивают безопасность работ при металлизации котла.
Рама платформы, типовая для четырехосных вагонов-цистерн, сварной конструкции, имеет хребтовую, две шкворневые, две концевые и в консольных частях четыре короткие боковые балки.
Хребтовая балка выполнена из усиленных зетов № 31. На хребтовой балке крепятся элементы тормозного оборудования, планки для крепления котла, упоры и розетки автосцепки. На шкворневых балках установлены сверху металлические опоры, а снизу — пятники, скользуны и опоры для домкратов.
Котел связан с рамой в средней части фасонными лапами, приваренными к нижнему листу котла и соединенными призонными болтами с планками хребтовой балки рамы. Концевые части котла свободно лежат на деревянных брусках, укрепленных болтами в желобах опор-ложементов шкворневых балок рамы. Для предотвращения вертикальных и поперечных перемещений котла вагон-цистерна снабжен однополосными подпружиненными стяжными хомутами, которыми котел крепится к опорам-ложементам рамы.
Основные элементы котла, несущие элементы и другие ответственные детали изготовляются из низколегированных сталей марок 09Г2С и 09Г2СД по ГОСТ 19281—73* и ГОСТ 19282—73*.
На раме вагона-цистерны установлены типовые автосцепки СА-3 с поглощающими аппаратами и расцепными приводами, поручни сцепщиков и скобы для сигнальных фонарей.
Для удобства обслуживания имеется двухсторонняя наружная лестница с помостами из рифленных листов и ограждениями, а также внутренняя лестница для спуска в котел.
Вагон-цистерна оборудуется пневматическим тормозом с воздухораспределителем 483М. Рычажная тормозная передача, позволяющая применять композиционные и чугунные колодки, снабжена авторегулятором выхода штока поршня тормозного цилиндра. Имеется ручной стояночный тормоз.
Ходовой частью вагона-цистерны служат две двухосные тележки модели 18-100 с литыми боковыми и надрессорными балками, с центральным рессорным подвешиванием и колесными парами с буксами, оборудованными роликовыми подшипниками. Тележки оборудованы устройством для равномерного отвода колодок при отпущенном состоянии тормоза.
Выпускается по ТУ 24.00.6202—86. Год начала производства — 1987. Изготовитель — Производственное объединение «Азовмаш», г. Мариуполь.