Подробное описание вагона модели 15-1608
Код ОКП 31 8251 1791
Четырехосный вагон-цистерна грузоподъемностью 68,5 т (модель 15-1608) предназначен для перевозки уксусной кислоты.
По климатическим требованиям изготовляется в исполнении У категории размещения 1 по ГОСТ 15150—69*.
Вагон-цистерна имеет котел с подогревательным кожухом и платформу, включающую раму, ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование.
Котел представляет собой сварную емкость, со стоит из цилиндрической обечайки, сварённой из продольных листов (нижних толщиной 11 мм, боковых и верхних — 8 мм), и двух днищ эллиптической формы из листа толщиной 10 мм.
В верхней части котла установлен люк-лаз герметически закрываемый сферической крышкой на которой имеется патрубок с заглушкой, используемый для установки уровнемера при загрузке и для отбора проб. Вблизи люка-лаза установлены труба слива — налива с заглушкой, предохранительный клапан, газовый вентиль для подвода газа при передавливании, патрубок с манометродержателем.
Вокруг люка-лаза и арматуры установлено устройство, предохраняющее котел от случайного попадания продукта на его наружную поверхность при сливно-наливных операциях.
Предохранительный клапан отрегулирован на избыточное давление 0,2 МПа (2,0 кгс/см2) и пониженное давление (вакуум) 0,03 МПа (0,3 кгс/см2).
Для разогрева продукта котел оборудован подогревательным кожухом, снабженным в средней части котла воронкой с патрубком для подачи пара в пространство между котлом и кожухом и одним патрубком на конце котла для выхода пара (конденсата). На каждом из указанных патрубков имеется подпорное устройство для повышения эффективности обогрева, снижения расхода пара, сокращения времени разогрева.
Конструкция вагона-цистерны обеспечивает сохранность качества продукта, а также герметизированные слив и налив, что повышает безопасность обслуживания.
Для полного слива продукта нижний лист котла имеет уклон к поддону, в котором устанавливается нижний конец сливно-наливной трубы.
Основные элементы котла изготовляются из двухслойной стали марки ВСтЗсп (09Г2С) + 12Х18Н10Т по ГОСТ 10885—85 из нержавеющих сталей марок 12Х18Н10Т, 08Х18Н10Т, 10Х17Н13М2Т по ГОСТ 5632—72*.
Рама платформы типовая для четырехосных вагонов-цистерн сварной конструкции, имеет хребтовую, две шкворневые, две концевые и в консольных частях четыре короткие боковые балки.
Хребтовая балка выполнена из усиленных зетов № 31. На хребтовой балке крепятся элементы тормозного оборудования, планки для крепления котла, упоры и розетки автосцепки. На шкворневых балках установлены сверху металлические опоры — ложементы, а снизу — пятники, скользуны и опоры для домкратов. Опора выполнена сварной из листа толщиной 8 мм с желобами из швеллеров № 12.
Несущие элементы рамы и другие ответственные детали изготовляются из низколегированных сталей марок 09Г2С и 09Г2СД по ГОСТ 19281—73* и ГОСТ 19282—73*.
Котел связан с рамой в средней части фасонными лапами, приваренными к нижнему листу котла и соединенными призонными болтами с планками хребтовой балки рамы. Концевые части котла свободно лежат на деревянных брусках, укрепленных болтами в желобах опор — ложементов шкворневых балок рамы. Для предотвращения вертикальных и поперечных перемещений котла вагон снабжен однополосными подпружиненными стяжными хомутами, которыми котел крепится к опорам-ложементам рамы.
Для удобства обслуживания имеется двухсторонняя наружная лестница с помостами из рифленых листов и ограждениями.
Вагон-цистерна оборудуется пневматическим автоматическим тормозом с воздухораспределителем 483М. Рычажная тормозная передача, позволяющая применять композиционные и чугунные колодки, снабжена авторегулятором выхода штока поршня тормозного цилиндра. Имеется также ручной стояночный тормоз.
На раме вагона-цистерны установлены типовые автосцепки СА-3 с поглощающими аппаратами и расцепными приводами, поручни сцепщиков и скобы для сигнальных фонарей.
Ходовой частью вагона-цистерны служат две двухосные тележки модели 18-100 с литыми боковыми и надрессорными балками, с центральным рессорным подвешиванием и колесными парами с буксами, оборудованными роликовыми подшипник ками. Тележки оборудованы устройством для равномерного отвода колодок при отпущенном состояв нии тормоза.
Выпускается по ТУ 24.00.6213—88. Год начала производства — 1989. Изготовитель — Производственное объединение «Азовмаш», г. Мариуполь.