Подробное описание вагона модели 15-884
Код ОКП 31 8251 1351
Четырехосный вагон-цистерна грузоподъемностью 54 т (модель 15-884) предназначен для бестарной перевозки порошкообразной кальцинированной соды.
По климатическим требованиям вагон-цистерна изготовляется в исполнении У категории размещения 1 по ГОСТ 15150—69*.
Модернизированный вагон-цистерна состоит из котла с системой пневмовыгрузки,- включающей воздушные коммуникации и разгрузочное устройство, и платформы, включающей раму, ходовые части, автосцепное и тормозное оборудование.
Котел представляет собой цилиндрический резервуар сварной конструкции из продольных листов (нижний толщиной — 10 мм, боковые и верхние — 9 мм) и двух эллиптических днищ из листа толщиной 10 мм.
В верхней части котла имеются лазовый и пять загрузочных люков, герметически закрывающихся крышками. Лазовый люк диаметром 570 мм предназначен для спуска в котел с целью осмотра и очистки. Загрузочные люки диаметром 200 мм снабжены откидными крышками и наконечниками для подсоединения шлангов.
На котле монтируется также патрубок для установки указателя уровня заполнения котла и пре-дохранительный клапан, отрегулированный на давление 0,22 МПа (2,2 кгс/см2).
Внутри котла установлены боковые откосы и рассекатели, обеспечивающие осыпание груза на аэролотки и разделяющие пространство котла на две части: верхнюю — грузовую и нижнюю — под-откосную. Грузовая и подоткосная части котла сообщаются между собой трубами для выравнивания давления.
Загрузка кальцинированной соды производится через загрузочные люки гравитационным способом или пневмотранспортом. Разгрузка вагона производится методом пневмоаэрации, основанном на псевдосжижении порошкообразного материала под воздействием воздуха, поступающего от внешнего источника по воздушным коммуникациям вагона под пористые поверхности аэролотков.
Дальность разгрузки по продуктопроводу диаметром 150 мм — до 50 м (в том числе с подъемом на высоту до 25 м). Требующаяся производительность внешнего источника сжатого воздуха 18—25 м3/мин при давлении 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Рама платформы удлиненная (база 11500 мм), сварной конструкции, имеет хребтовую, две шкворневые, две концевые и четыре боковые балки.
Хребтовая балка выполнена из двух прокатных зетов № 31. На ней установлены элементы тормозного оборудования, лапы для крепления котла, упоры и розетки автосцепки.
Шкворневая балка коробчатого сечения сварен на из верхнего и нижнего листов толщиной 10 мм и двух вертикальных листов толщиной 8 мм. Сверху на шкворневых балках укрепляются металлические опоры котла, а снизу крепятся пятники, боковые скользуны и опоры для домкратов.
Концевые балки и соединяющие их со шкворневыми балками боковые элементы изготовлены из штамповок Г-образного профиля.
Для предотвращения продольных смещений котел в средней части связан с рамой фасонными лапами, приваренными к нижнему листу и соединенными призонными болтами с планками хребтовой балки рамы. Концевые части котла лежат на деревянных брусках опор шкворневых балок рамы. Для предотвращения вертикальных и поперечных перемещений применены однополосные подпружиненные стяжные хомуты, которыми концевые части котла крепятся к опорам.
Для удобства обслуживания вагона имеется наружная двухсторонняя лестница с помостами, а также внутренняя лестница для спуска в котел через люк-лаз.
Вагон-цистерна оборудуется пневматическим автоматическим тормозов с воздухораспределителем 483М. Рычажная тормозная передача, позволяющая применять композиционные и чугунные тормозные колодки, оборудована авторегулятором выхода штока поршня тормозного цилиндра. Имеется также ручной стояночный тормоз.
На вагоне-цистерне установлены типовые автосцепки СА-3 с распецным приводом. Вагон-цистерна снабжен подножками и поручнями для сцепщиков, а также скобами для сигнальных фонарей.
Ходовой частью вагона-цистерны служат двухосные типовые тележки модели 18-100 с литыми боковыми надрессорными балками, с центральным рессорным подвешиванием.
Выпускается по ТУ 24.00.120—82. Год начала производства — 1975. Год последней модернизации — 1986. Изготовитель — Производственное объединение «Азовмаш», г. Мариуполь.