Подробное описание вагона модели 12-757
Код ОКП 31 8224 1232
Четырехосный универсальный полувагон модели 12-757 предназначен для перевозки сыпучих (непылевидных), крупнокусковых, штучных (в том числе длинномерных), штабельных и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.
Конструкция полувагона обеспечивает возможность использования его в сообщении со странами ОСЖД с колеей 1435 мм. По климатическим требованиям вагон изготавливается в исполнении У ГОСТ 15150-69*.
Полувагон имеет цельнометаллический сварной несущий кузов, включающий боковые стены, раму, торцовые двери, пол с 14 разгрузочными люками, а также автосцепное устройство, ходовую часть, автоматический и стояночный тормоза.
Все основные несущие элементы конструкции кузова вагона изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2Д.
Каркас боковой стены состоит из верхней и нижней обвязки, угловых и промежуточных стоек. Верхняя обвязка коробчатого сечения, выполнена из двух спецпрофилей, гнутого из листа толщиной 6 мм и углового горячекатаного с подогнутой стенкой. Нижняя обвязка выполнена из уголка 160x100x10 мм. На нижней обвязке размещены детали механизма запирания крышек разгрузочных люков.
Угловые стойки — штампованные из листа толщиной 10 мм постоянного сечения, в зоне наибольших нагрузок усиленные накладкой. Для увеличения прочности заделки угловые стойки пропущены ниже обвязочного угольника на 390 мм. К угловым стойкам по диагонали вагона крепятся подножки и поручни составителя. Промежуточные стойки выполнены из горячекатаного корытообразного специального профиля по ГОСТ 5267.6-78. В нижней части стоек внутрь профиля, вварены планки для усиления и соединения их с поперечными балками рамы.
Обшивка боковой стенки состоит из двух гнутых профилей с периодическими гофрами, сваренных внахлестку. Верхний лист размером 1300x12075x3,6 мм имеет два ряда гофров, нижний лист — 815x12075x4,5 мм — один ряд гофров. Материал обшивки — сталь марки 10ХНДП.
На наружной стороне боковой стены крепятся поручни — ступеньки лестницы, скобы увязочные и тяговые кронштейны. На внутренней стороне боковой стены расположены в верхней части скобы лесных стоек, верхние и средние увязочные скобы, которые рассчитаны на нагрузку 15 и 25 кН соответственно. Нижние увязочные кольца размещены на уголке нижней обвязки и способны воспринимать инерционные нагрузки до 150 кН. Узлы соединения промежуточных и шкворневых стоек с поперечными балками рамы усилены за счет увеличения высоты разделки с 265 до 312 мм.
Рама состоит из хребтовой балки, двух концевых балок, двух шкворневых и четырех промежуточных поперечных балок. На раме устанавливаются автосцепные устройства, тормозное оборудование и крышки разгрузочных люков р механизмами их подъема и запирания.
Хребтовая балка является основным несущим элементом рамы и состоит из трех горячекатаных профилей, двух усиленных зетов № 31 (У) и специального двутавра высотой 190 мм, сваренных между собой. К двутавру прикреплены державки крышек люков. На консолях хребтовой балки размещены типовые передние и задние упоры автосцепки. В зоне расположения шкворневых балок сечение хребтовой балки усилено сварными надпятниковыми коробками. В местах соединения промежуточных поперечных балок с хребтовой также предусмотрены вварные усиливающие диафрагмы.
Концевая балка сварной конструкции состоит из лобового листа, двух задних листов, двух нижних листов и четырех диафрагм. На лобовом листе размещены усиливающие подбуферные плиты, обеспечивающие возможность установки типовых буферных устройств ОСЖД. Для доступа к крепительным болтам при установке буферов в диафрагмах снизу имеются овальные отверстия. На концевой балке установлены упоры крышек люков и планки, предохраняющие тележки от засыпания мелкими фракциями сыпучих грузов при разгрузке вагона через люки в полу.
На одной из концевых балок устанавливается поручень составителя, на второй — приварены кронштейны стояночного тормоза. С хребтовой балкой, угловыми стойками и нижними обвязками стен концевая балка соединяется сваркой с помощью дополнительных накладок.
Шкворневые балки - сварной конструкции, имеют коробчатое сечение переменной жесткости и состоят из верхнего пояса, изготовленного из гнутого профиля, четырех вертикальных листов, косынок и нижнего пояса. Расстояние между вертикальными листами шкворневой балки в поперечном сечении увеличено со 128 до 150 мм. По сравнению с полувагонами прежнего выпуска увеличена ширина нижнего и верхнего листов балки на 20 мм. Увеличено также на 40 мм расстояние от перегиба нижнего листа до стенки зета хребтовой балки.
На нижних листах шворневых балок установлены боковые скользуны и пятники, обеспечивающие взаимодействие кузова и тележек.
Промежуточные поперечные балки состоят из верхнего пояса, выполненного из гнутого профиля, двух вертикальных и двух нижних листов. К вертикальным листам поперечных балок привариваются упоры крышек люков. Вертикальные листы промежуточных балок выполнены постоянной высоты.
Торцовые двери кузова в закрытом положении служат торцовыми стенами полувагона. Торцовая дверь состоит из двух створок, шарнирно подвешенных к угловым стойкам боковых стен. Створки двери открываются внутрь вагона и удерживаются в открытом положении скобами, расположенными на верхнем поясе створок двери.
Торцовая дверь оборудована верхним и нижним запорами. Верхний запор удерживает створки дверей от выпучивания наружу и воспринимает усилия распора. Нижний запор удерживает двери в закрытом положении и препятствует их открыванию внутрь. При открытых дверях в кузове можно размещать и перевозить длинномерные грузы (лес, трубы), длина которых превышает длину кузова в свету, а также колесную технику.
Пол кузова полувагона образован верхними листами балок рамы и поверхностью крышек разгрузочных люков. Крышки люков в закрытом положении фиксируются механизмами запирания, а в открытом описаются на упоры, расположенные на поперечных балках. Крышка люка состоит из каркаса и листа обшивки.
Обшивка крышки люка выполнена из стали маоки 10ХНДП в виде гнутого профиля с шестью гофрами и задней отбортовкой для устранения зазора между крушкой и двутавром хребтовой балки пои открывании крышек люков. Элементы каркаса крышки изготовлены из стали 09Г2Д.
Механизм запирания крышек люков состоит из закидок и поворотных секторов, шарнирно подвешенных к нижней обвязке боковой стены. Для облегчения подъема крышки при закрывании предусмотрен смотрен торсионный механизм, накапливающий упругую энергию при опускании крышки люка и отдающий энергию при ее подъеме. Торсион установлен на крышке в опорах и шарнирно соединен с рычагом, связанным с хребтовой балкой.
Полувагон оборудован типовым автоматическим тормозом с воздухораспределителем 483М, авторежимом № 265А-1, авторегулятором № 574Б с рычажным приводом и тормозным цилиндром № 188Б диаметром 356 мм. Имеется ручной стояночный тормоз по ОСТ 24.290.01-78.
На полувагоне установлено автосцепное устройство с автосцепкой типа СА-3 и пружинно-фрикционным поглощающим аппаратом повышенной энергоемкости.
Ходовой частью полувагона служат усиленные двухосные тележки модели 18-131. Допускается по согласованию с заказчиком выпуск партий вагонов на двухосных тележках модели 18-100 по ГОСТ 9246-79* с понижением грузоподъемности.
Выпускается по ТУ 24.05.844—86. Год начала производства — 1987.
Изготовитель — Крюковский вагоностроительный завод.